Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tm»(трамвай)
Нормативные сроки обучения:
962 учебных часа (теоретическое обучение 436 часов, практическое обучение 526 часов) — 5,5 месяцев
В основе «Программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tm» (трамвай)» лежит:
Теоретическая часть освоения образовательной программы проводится в специально оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы (учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения) и завершается экзаменами по предметам: «Устройство и техническое обслуживание трамвая»; «Основы законодательства в сфере дорожного движения» (Правила дорожного движения); «Организация движения трамваев» (Правила технической эксплуатации трамвая; Должностные обязанности водителя трамвая), «Основы управления транспортными средствами», «Охрана труда, электробезопасность, пожарная безопасность», а также итоговыми занятиями по остальным учебным предметам, на которых слушатели сдают зачеты, за счет времени, отведенного учебным планом на эти предметы.
В результате освоения теоретической части образовательной программы, слушатели должны знать:
- должностную инструкцию водителя трамвая;
- устройство, принцип действия и возможные неисправности трамваев и их оборудования, эксплуатируемых в данном хозяйстве;
- правила дорожного движения,
- правила технической эксплуатации и пользования трамваем;
- правила эксплуатации вагона;
- существующие формы проездных документов (билетов);
- инструкцию по экономии электроэнергии;
- особенности вождения трамваев в осенне-зимних условиях;
- порядок работы при бескондукторном обслуживании пассажиров;
- профиль и особенности пути обслуживаемого маршрута;
- порядок эксплуатации подвижного состава на маршрутах с тяжелыми условиями движения;
- периодичность осмотров, ремонтов вагонов, радиоустановок,
- порядок оформления вагонной документации;
- положение о книжке водителя;
- Правила техники безопасности (ПТБ) при работе в электроустановках до 1000 В.
По итогам освоения теоретической части образовательной программы при условии успешной сдачи экзаменов и зачётов, слушатели допускаются к практической части реализации образовательной программы (производственное обучение вождению на учебном трамвае), включающей в себя два этапа, каждый из которых завершается экзаменом.
Первый этап производственного обучения посвящён техническому обслуживанию трамваев и практическому обучению вождению на учебном трамвае. Обучение осуществляется водителями трамвая — наставниками (инструкторами) на специальном учебном подвижном составе. Учебные трамваи оборудованы в соответствии с Правилами дорожного движения специальными опознавательными знаками, а также: дополнительным пультом управления и тормозами, дополнительным сидением, дополнительным зеркалом заднего вида для инструктора, осуществляющего производственное обучение, и наглядными учебно-методическими пособиями. Данный этап завершается экзаменом по практическому вождению трамвая и теоретическим экзаменом в ГИБДД.
Второй этап производственного обучения – стажировка на пассажирском трамвае. Самостоятельное управление пассажирским трамваем проводится под руководством водителей трамвая – инструкторов в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах подвижного состава и тех маршрутах, на которых выпускники будут работать в дальнейшем самостоятельно в обособленных структурных подразделениях СПб ГУП «Горэлектротранс». Стажировка завершается квалификационным экзаменом и оформляется заключением о допуске к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки либо даётся мотивированный отказ в выдаче допуска.
Характеристика работ, которые должен уметь выполнять прошедший курс профессионального обучения по «Программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tm» (трамвай)»:
- Управление трамвайными поездами, эксплуатируемыми в данном хозяйстве, с соблюдением расписания и правил безопасности движения в депо и на линии.
- Проведение сценки поездов для буксировки и управление буксируемым поездом;
- Контроль за соблюдением посадки и высадки пассажиров, погрузкой и выгрузкой грузов;
- Объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов и порядка оплаты проезда;
- Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк;
- Устранение возникших на линии простейших неисправностей;
- Оформление и подача заявок на устранение неисправностей подвижного состава.