4 декабря 2024

В УКК ГЭТ рассказали о процессе обучения транспортным профессиям


Рассматриваем, как организован учебный процесс при подготовке работников транспортных специальностей для дальнейшей работы в СПб ГУП «Горэлектротранс».

 

 

Водители трамвая и троллейбуса

 

 

При приёме на обучение не важно, есть ли у кандидата водительское удостоверение. Наоборот, бытует мнение, что «нулевым» водителям проще освоить навыки управления трамваем или троллейбусом.

 

Теория

 

Обучение управлению электротранспортом начинается с изучения теории – элементарных Правил дорожного движения, особенностей взаимодействия с пассажирами, нюансов устройства транспорта. После того, как к теории добавляется практика и осваиваются необходимые навыки в необходимом количестве часов, будущие водители сдают экзамен в ГАИ и получают водительское удостоверение с открытой категорией Tb (троллейбус) или Tm (трамвай).

 

Стоит отметить, что с недавнего времени появилась возможность дистанционного изучения теоретического курса – это нововведение будет полезно иногородним ученикам. Практика же разделяется на учебную практику (до получения водительского удостоверения) и пассажирскую практику, которая начинается только после получения водительского удостоверения.

 

Сроки обучения водителей трамвая и водителей троллейбуса отличается. Кроме этого, количество часов обучения водителей трамвая зависит от наличия водительского удостоверения и предполагает прохождение стажировки уже на рабочем месте в парке, а не пассажирской практики, как это происходит у учеников, получающих профессию водителя троллейбуса.

 

Сроки обучения:

 

Водитель ТМ (если есть водительское удостоверение): 3,5 месяца

 

Водитель ТМ (без водительского удостоверения): 4,5 месяца

 

Водитель ТБ: 6 месяцев.

 

Количество часов:

 

Трамвай

 

Теория ТМ (без водительского удостоверения): 386 часов;

 

Теория ТМ (если есть водительское удостоверение): 308 часов;

 

Учебная практика ТМ (без водительского удостоверения): 140 часов;

 

Учебная практика ТМ (если есть водительское удостоверение): 120 часов;

 

Стажировка водителей ТМ: 1,5-2 месяца.

 

Троллейбус

 

Теория ТБ: 386 часов.

 

Учебная практика ТБ: 154 часа;

 

Пассажирская практика ТБ: 286 часов.

 

Список теоретических дисциплин, изучаемых на занятиях:

 

— Механическое оборудование;

— Пневматическое оборудование;

— Электрооборудование;

— Электроснабжение;

— Основы управления транспортных средством;

— Организация движения троллейбусов (трамваев);

— Основы трудового законодательства;

— Культура обслуживания;

— Психология;

— Оказание первой помощи;

— Основы законодательства в сфере дорожного движения.

 

Учебная практика

 

В целях безопасного и оперативного обучения преподаватели контролируют все этапы практической подготовки: проходят с учениками весь путь от «новичка» до «профи», помогая разобраться в ошибках и исключить их при дальнейшей работе. За каждой группой закреплён куратор.

 

Практические занятия проводятся как за управлением учебным подвижным составом в городе, так и на специальном полигоне – учебных площадках, которые имитируют реальные условия работы водителей.

 

На полигонных занятиях ученики отрабатывают навыки управления транспортным средством, учатся действовать в различных ситуациях, которые могут возникнуть во время работы.

 

Занятия проводятся под руководством опытных мастеров производственного обучения, которые контролируют процесс и дают ученикам рекомендации. Мастера следят за тем, чтобы ученики соблюдали технику безопасности, правильно выполняли все манёвры и не допускали ошибок.

 

В ходе занятий ученики выполняют различные упражнения:

 

— проезд негабаритов (для развития чувства габаритов);

— разгон;

— экстренное торможение;

— повороты;

— задний ход;

— сцепка и буксировка.

 

В рамках занятий на полигоне будущие водители также учатся взаимодействовать с другими участниками дорожного движения, например, с пешеходами и велосипедистами.

 

Пассажирская практика (для водителей троллейбуса)

 

Пассажирская практика начинается после получения учениками водительских удостоверений. Вместе с наставниками будущие самостоятельные водители троллейбуса и вагоновожатые выходят на линии и в реальных условиях перевозят пассажиров.

 

В это время наставники находятся в водительской кабине на соседнем кресле и помогают разобраться в вопросах, которые могли остаться у учеников, а также оказывают поддержку водителям, которые испытывают волнение в свои первые рабочие дни.

 

По истечению количества часов при отсутствии нареканий водитель становится полноправным сотрудником Горэлектротранса и работает на линии самостоятельно.

 

Стипендия

 

С 1 января 2025 года, вслед за повышением заработной платы сотрудникам ГЭТ на 20%, планируется повышение стипендий.

 

На данный момент размер стипендии:

 

— во время обучения: от 25 до 30 тысяч рублей (в зависимости от успеваемости);

 

— во время пассажирской практики (для водителей троллейбуса): 40 080 рублей.

 

Иногородним ученикам предприятие помогает арендовать жильё, компенсируя часть затрат.

 

 

Рабочие специальности

 

 

Корпоративный учебный центр Горэлектротранса также проводит обучение по рабочим специальностям, всегда востребованным на предприятии:

 

— монтёр пути,

— слесарь-электрик по ремонту электрооборудования,

— слесарь по ремонту подвижного состава,

— столяр,

— токарь,

— маляр,

— электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования,

— электромонтёр тяговой подстанции.

 

Сроки обучения для всех рабочих специальностей одинаковые – 1,5 месяца. Исключением является лишь профессия монтёра пути: обучение длится 1 месяц.

 

Особенностью обучения является полное погружение в профессию с первого дня. Освоить навыки так же, как в случае с водителями, ученикам помогают наставники.

 

Преимущества получения рабочей специальности в УКК ГЭТ:

 

— Индивидуальный подход. Наставник учитывает начальные знания, уровень подготовки и способности каждого ученика. Это позволяет создать комфортные условия для адаптации и индивидуальную систему мотивации для ученика.

 

— Практическая ориентированность. Обучение проходит в реальных условиях работы. Наставник на своём примере показывает ученику, как выполнить ту или иную задачу, а ученик запоминает и демонстрирует на практике. Также наставник объясняет принципы работы оборудования и инструментов, учит соблюдать технику безопасности.

 

— Поддержка. Наставник всегда поддерживает ученика и помогает ему справляться с трудностями, исправлять ошибки.

 

— Обратная связь. Наставник регулярно оценивает результаты работы ученика, указывает ему на сильные и слабые стороны, даёт советы, как улучшить тот или иной навык.

 

Как проходит практическое обучение

 

  1. Ознакомление с должностными обязанностями.

Наставник объясняет ученику, какие задачи он будет выполнять на своей должности, какие навыки и знания ему для этого понадобятся.

 

  1. Обучение основным навыкам.

Наставник обучает ученика базовым навыкам, необходимым для выполнения его работы, таким как использование инструментов, соблюдение техники безопасности и т. п.

 

  1. Выполнение практических задач.

Наставник даёт ученику задания, которые он должен выполнить самостоятельно или под руководством наставника.

 

Оплата труда

 

Ученики по рабочим специальностям в первый день трудоустраиваются на предприятие по срочному трудовому договору. Соответственно, они сразу получают зарплату, а не стипендию. При успешном завершении обучения с кандидатом заключают бессрочный трудовой договор.