В УКК ГЭТ рассказали о процессе обучения транспортным профессиям
Рассматриваем, как организован учебный процесс при подготовке работников транспортных специальностей для дальнейшей работы в СПб ГУП «Горэлектротранс».
Водители трамвая и троллейбуса
При приёме на обучение не важно, есть ли у кандидата водительское удостоверение. Наоборот, бытует мнение, что «нулевым» водителям проще освоить навыки управления трамваем или троллейбусом.
Теория
Обучение управлению электротранспортом начинается с изучения теории – элементарных Правил дорожного движения, особенностей взаимодействия с пассажирами, нюансов устройства транспорта. После того, как к теории добавляется практика и осваиваются необходимые навыки в необходимом количестве часов, будущие водители сдают экзамен в ГАИ и получают водительское удостоверение с открытой категорией Tb (троллейбус) или Tm (трамвай).
Стоит отметить, что с недавнего времени появилась возможность дистанционного изучения теоретического курса – это нововведение будет полезно иногородним ученикам. Практика же разделяется на учебную практику (до получения водительского удостоверения) и пассажирскую практику, которая начинается только после получения водительского удостоверения.
Сроки обучения водителей трамвая и водителей троллейбуса отличается. Кроме этого, количество часов обучения водителей трамвая зависит от наличия водительского удостоверения и предполагает прохождение стажировки уже на рабочем месте в парке, а не пассажирской практики, как это происходит у учеников, получающих профессию водителя троллейбуса.
Сроки обучения:
Водитель ТМ (если есть водительское удостоверение): 3,5 месяца
Водитель ТМ (без водительского удостоверения): 4,5 месяца
Водитель ТБ: 6 месяцев.
Количество часов:
Трамвай
Теория ТМ (без водительского удостоверения): 386 часов;
Теория ТМ (если есть водительское удостоверение): 308 часов;
Учебная практика ТМ (без водительского удостоверения): 140 часов;
Учебная практика ТМ (если есть водительское удостоверение): 120 часов;
Стажировка водителей ТМ: 1,5-2 месяца.
Троллейбус
Теория ТБ: 386 часов.
Учебная практика ТБ: 154 часа;
Пассажирская практика ТБ: 286 часов.
Список теоретических дисциплин, изучаемых на занятиях:
— Механическое оборудование;
— Пневматическое оборудование;
— Электрооборудование;
— Электроснабжение;
— Основы управления транспортных средством;
— Организация движения троллейбусов (трамваев);
— Основы трудового законодательства;
— Культура обслуживания;
— Психология;
— Оказание первой помощи;
— Основы законодательства в сфере дорожного движения.
Учебная практика
В целях безопасного и оперативного обучения преподаватели контролируют все этапы практической подготовки: проходят с учениками весь путь от «новичка» до «профи», помогая разобраться в ошибках и исключить их при дальнейшей работе. За каждой группой закреплён куратор.
Практические занятия проводятся как за управлением учебным подвижным составом в городе, так и на специальном полигоне – учебных площадках, которые имитируют реальные условия работы водителей.
На полигонных занятиях ученики отрабатывают навыки управления транспортным средством, учатся действовать в различных ситуациях, которые могут возникнуть во время работы.
Занятия проводятся под руководством опытных мастеров производственного обучения, которые контролируют процесс и дают ученикам рекомендации. Мастера следят за тем, чтобы ученики соблюдали технику безопасности, правильно выполняли все манёвры и не допускали ошибок.
В ходе занятий ученики выполняют различные упражнения:
— проезд негабаритов (для развития чувства габаритов);
— разгон;
— экстренное торможение;
— повороты;
— задний ход;
— сцепка и буксировка.
В рамках занятий на полигоне будущие водители также учатся взаимодействовать с другими участниками дорожного движения, например, с пешеходами и велосипедистами.
Пассажирская практика (для водителей троллейбуса)
Пассажирская практика начинается после получения учениками водительских удостоверений. Вместе с наставниками будущие самостоятельные водители троллейбуса и вагоновожатые выходят на линии и в реальных условиях перевозят пассажиров.
В это время наставники находятся в водительской кабине на соседнем кресле и помогают разобраться в вопросах, которые могли остаться у учеников, а также оказывают поддержку водителям, которые испытывают волнение в свои первые рабочие дни.
По истечению количества часов при отсутствии нареканий водитель становится полноправным сотрудником Горэлектротранса и работает на линии самостоятельно.
Стипендия
С 1 января 2025 года, вслед за повышением заработной платы сотрудникам ГЭТ на 20%, планируется повышение стипендий.
На данный момент размер стипендии:
— во время обучения: от 25 до 30 тысяч рублей (в зависимости от успеваемости);
— во время пассажирской практики (для водителей троллейбуса): 40 080 рублей.
Иногородним ученикам предприятие помогает арендовать жильё, компенсируя часть затрат.
Рабочие специальности
Корпоративный учебный центр Горэлектротранса также проводит обучение по рабочим специальностям, всегда востребованным на предприятии:
— монтёр пути,
— слесарь-электрик по ремонту электрооборудования,
— слесарь по ремонту подвижного состава,
— столяр,
— токарь,
— маляр,
— электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования,
— электромонтёр тяговой подстанции.
Сроки обучения для всех рабочих специальностей одинаковые – 1,5 месяца. Исключением является лишь профессия монтёра пути: обучение длится 1 месяц.
Особенностью обучения является полное погружение в профессию с первого дня. Освоить навыки так же, как в случае с водителями, ученикам помогают наставники.
Преимущества получения рабочей специальности в УКК ГЭТ:
— Индивидуальный подход. Наставник учитывает начальные знания, уровень подготовки и способности каждого ученика. Это позволяет создать комфортные условия для адаптации и индивидуальную систему мотивации для ученика.
— Практическая ориентированность. Обучение проходит в реальных условиях работы. Наставник на своём примере показывает ученику, как выполнить ту или иную задачу, а ученик запоминает и демонстрирует на практике. Также наставник объясняет принципы работы оборудования и инструментов, учит соблюдать технику безопасности.
— Поддержка. Наставник всегда поддерживает ученика и помогает ему справляться с трудностями, исправлять ошибки.
— Обратная связь. Наставник регулярно оценивает результаты работы ученика, указывает ему на сильные и слабые стороны, даёт советы, как улучшить тот или иной навык.
Как проходит практическое обучение
- Ознакомление с должностными обязанностями.
Наставник объясняет ученику, какие задачи он будет выполнять на своей должности, какие навыки и знания ему для этого понадобятся.
- Обучение основным навыкам.
Наставник обучает ученика базовым навыкам, необходимым для выполнения его работы, таким как использование инструментов, соблюдение техники безопасности и т. п.
- Выполнение практических задач.
Наставник даёт ученику задания, которые он должен выполнить самостоятельно или под руководством наставника.
Оплата труда
Ученики по рабочим специальностям в первый день трудоустраиваются на предприятие по срочному трудовому договору. Соответственно, они сразу получают зарплату, а не стипендию. При успешном завершении обучения с кандидатом заключают бессрочный трудовой договор.