22 ноября 2018

Зеленый выходит на линию. Из чего состоит «трамвайная» учеба?


Зеленый выходит на линию. Из чего состоит «трамвайная» учеба?

Только за последние месяцы Горэлектротранс получил семь трамваев нового поколения «Витязь-М». С каждым разом техника приходит сюда все более сложная. И хотя для начинающих водителей есть тренажер, обучение на «живом» транспортном средстве ничего не заменит. Но необязательно сразу садиться в кабину суперновинки: петербургских трамвайщиков теперь будут готовить на учебном вагоне, не уступающем по комплектации своему современному двойнику.

В каждом трампарке имеется учебный вагон, а где-то и не один. Увидев их на городских улицах, где будущие вагоновожатые проходят стажировку, ошибиться невозможно: в отличие от обычных вагонов все они зеленого цвета. Как шутят трамвайщики, в полном соответствии с квалификацией новичков.

Но полным набором функций, присущих современным трамваям, обладает только последний, одиннадцатый по счету, «учитель» на колесах. Умельцы из трамвайного парка № 1, что на Московском проспекте, сотворили его на основе старой модели ЛМ-99АВ, которую выпускали некогда в Ленинграде на трамвайном заводе. И эту «Пчелку», как окрестили ее транспортники, очевидно, за способность быстро разгоняться, теперь не узнать.

Они установили в вагоне бортовую информационную систему и шесть камер видеонаблюдения. Смонтировали оборудование, позволяющее записывать и воспроизводить потом на экране весь ход обучения. Не забыли приладить аппарель для инвалидных колясок, ведь такие откидные платформы имеются теперь в любом современном трамвае.

Словом, оснастили вагон, что называется, по последнему слову. Заглянешь в кабину водителя — глаза разбегаются от множества кнопок, рычажков, датчиков. Один небольшой монитор показывает секторы, которые окидывают «взором» зоркие видеокамеры. На другом мелькают цифры: электроника выводит сюда самые важные параметры — скорость движения, напряжение в сети, положение дверей и др.

Рядом с креслом водителя оборудовано рабочее место инструктора. Тот имеет дополнительный пульт для имитации нештатной ситуации (заклинило двери, упало напряжение и т. д.), с которой обучаемый «школяр» должен быстро и должным образом справиться. А в салон трамвая вместили… учебный класс — с монитором и шкафом для пособий, — где после тренировочной езды можно осуществлять «разборы полетов».

— Многие думают, что управлять трамваем проще простого: сел и поехал, — говорит Михаил Окулов, один из опытных водителей-наставников предприятия. — Но ведь это своего рода подвижная электроустановка, начиненная сложным электрическим, механическим, пневматическим оборудованием, которое нужно хорошо знать. Окунувшись в эти технические премудрости, немало новичков покидают учебно-курсовой комбинат, недоучившись.

В последние годы водить трамваи по улицам Петербурга стало особенно сложно, сетует Михаил. Выделенных полос для трамваев и троллейбусов мало, транспортные потоки непрерывно растут. Да еще многие водители легковых машин портят трамвайщикам жизнь: не уступают дорогу, как положено, подрезают. Нервно сигналят, когда «рогатый» транспорт притормозит у перекрестка с так называемой мертвой зоной…

Как вести себя в непростых ситуациях, чтобы, не попав в аварию, обеспечить пассажирам безопасную и комфортную поездку, на предприятии тоже учат. Используя при этом учебную технику.

— Новичок проходит «курс молодого бойца» за партами учебно-курсового комбината Горэлектротранса, познает все в теории, — поясняет Виктория Толстикова, руководитель этого подразделения. — А затем получает первые навыки, садясь за тренажер с эффектом виртуальной реальности…

По сути, это компьютерная система, имитирующая движение на электротранспорте по реальным петербургским маршрутам (наша газета о таком тренажере рассказывала), которая не имеет в России аналогов. Наездив на учебном трамвае положенные 154 часа, по четыре часа в день на протяжении месяца с лишним, водитель-курсант сдает экзамен представителям Госавтоинспеции (общий курс обучения длится пять с половиной месяцев).

Получив же права, он отправляется на линию в сопровождении аса-наставника. И только после этого, убедившись, что уж точно «созрел», человеку доверяют самостоятельно управлять пассажирским электрическим транспортом.

За десять месяцев нынешнего года такую подготовку на предприятии прошли и сдали экзамен свыше 200 трамвайщиков.

  • Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6327) от 22.11.2018 под заголовком «Зеленый выходит на линию».

Виктор Юшковский
Фото Александра Дроздова
Ссылка на публикацию
Газета «Санкт-Петербургские ведомости»