ВИТАЛИЙ ЛУКК,водитель троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс»:
«В детстве у меня была такая одно время мечта — быть работником общественного транспорта. Родители это поначалу восприняли не то что в штыки, но в недоумении были: зачем мне это надо? Сейчас родители гордятся мной».

Паутина троллейбусных проводов накрыла едва ли не весь Петербург. К этому виду транспорта горожане давно привыкли. А Виталий Лукк — один из тех, кто заходит в троллейбус каждый день. Причем раньше всех. Ведь без водителя тот никуда не поедет.

ВИТАЛИЙ ЛУКК,водитель троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс»:
«Помню, что в детстве мне всегда нравилось играть, даже в маленьком возрасте, в водителя автобуса. Рисовал панель управления, брал в руки кастрюлю, крышку от кастрюли, и изображал, как будто это руль. А троллейбус — да, вот именно то, что я каждый день начал пользоваться этим транспортом — меня, конечно, привлек. Именно троллейбус».

Маршрутная сеть троллейбусов проходит через все главные улицы города: от Суздальского проспекта на севере до Проспекта Ветеранов на юге. Самый длинный маршрут — номер один — пролегает сразу через четыре района: Невский, Центральный, Василеостровский и Петроградский. А по самому короткому, в Купчино, — это сорок седьмой маршрут — троллейбус проезжает всего три километра.

АНДРЕЙ ГОРЕВ,профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ:
«Во-первых, это электрический вид транспорта, поэтому он не выделяет никаких вредных веществ в атмосферу. На Невском проспекте, если мы все троллейбусы заменим на автобусы, там все люди просто убегут от невозможности дышать. Потом троллейбус, скажем, по сравнению с автобусом, он более удобен для пассажира, потому что у него двигатель не занимает салон, то есть весь салон отдан пассажиру. Он полностью низкопольный, пассажиру удобно в него входить, перемещаться по нему. В тех же габаритах троллейбус вмещает больше пассажиров, или они ездят с большим комфортом, чем на автобусах».
ВИТАЛИЙ ЛУКК,водитель троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс»:
«По сравнению с автобусами, трамваями, это очень тихий вид транспорта. По большому счету, шум от него только во время движения производит тяговый двигатель и задний мост — редуктор, когда там вращение происходит, и гидроусилитель».

Каждый рабочий день для него — небольшое путешествие. В свои двадцать девять лет Виталий Лукк уже водитель первого класса. Знает все троллейбусные пути города. Хотя еще восемь лет назад родственники прочили Виталию совсем другое будущее. Выпускник социологического факультета петербургского университета оставил карьеру менеджера по работе с клиентами и пришел на обучение в троллейбусный парк.

ВИТАЛИЙ ЛУКК,водитель троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс»:
«В 2008 году, когда я пришел на соискание рабочего места в трамвайно-троллейбусный парк, мне даже сказали вначале: «Вы нам не подходите, вы не будете у нас работать». Я так даже немножко недоуменно отнесся к этому, обиделся, можно даже сказать. Думаю: «Как так? Почему?» «Ну, вы же университет закончили, вот зачем вы к нам пришли? Вот так вот на время кризиса, потом уйдете? Вы к нам в троллейбус, — говорит, — не влезете. С вашим ростом вы не влезете». Сто девяносто восемь — это у меня наследственное, у меня отец еще выше меня ростом. Я пошел, во все троллейбусы влез, везде поместился».

— Здравствуйте!

— Здравствуйте!

ВИТАЛИЙ ЛУКК,водитель троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс»: 
«Мой рабочий день начинается с того, что я иду к медику. Отмечаю, подпись свою ставлю, что я готов к работе, что я полностью себя чувствую нормально, мое самочувствие в порядке. Прохожу освидетельствование на алкометре обязательно. Далее, если у меня все характеристики в норме, мне медработник ставит штамп, получаю я допуск и иду к диспетчеру».

— Прошу!

— Спасибо, до свидания.

— Всего хорошего.

—Документы я уже забрал.

— Выезд из парка в четырнадцать тридцать.

— Спасибо, всего хорошего, до свидания.

ВИТАЛИЙ ЛУКК,водитель троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс»:

«Диспетчер мне, соответственно, ставит штамп о допуске к работе. Там я могу получить какую-то информацию, если закрылось какое-то движение где-то, где-то объездные трассы действуют на данный момент. Или, допустим, какие-то новые распоряжения».

Знание должностной инструкции у водителя ежедневно проверяет система «Электронный инструктаж». Ответив на пять вопросов, сотрудник получает подтверждение: «К работе готов».

НИКОЛАЙ ПЕТРОВ,главный инженер службы подвижного состава СПб ГУП «Горэлектротранс»:
«Дорожная ситуация сейчас довольно сложная, а водитель все-таки отвечает за всех пассажиров, которых он везет, должен везти их комфортно, быстро и безопасно. Все эти вещи с современной дорожной ситуацией вьются слабо, поэтому основная и главная вещь — это стрессоустойчивость и, собственно говоря, профессионализм».

Следующий этап после проверки на «Электронном инструктаже» — осмотр троллейбуса.

ВИТАЛИЙ ЛУКК,водитель троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс»:

«Троллейбус у нас находится на веере — это площадка отстоя троллейбусов. Соответственно, к ней мы и направляемся.

Диэлектрические перчатки — это средство защиты от поражения электрическим током. Перед тем, как их надеть, необходимо проверить методом скручивания. Если перчатка надулась, значит она цельная.

И в них мы ставим токоприемники, предупредив окружающих.

Машина двести девятнадцать! Ставлю штанги!

Внешний осмотр троллейбуса можно считать завершенным.

Пожалуйста!»

Современный троллейбус — это машина длиной почти двенадцать метров, хотя есть и так называемые «гармошки» длиной более восемнадцати метров. Вмещают троллейбусы до ста шестидесяти шести пассажиров и могут ехать со скоростью шестьдесят километров в час. При этом средняя скорость движения троллейбуса по Петербургу, как и автобуса, около тридцати километров в час.

НИКОЛАЙ ПЕТРОВ,главный инженер службы подвижного состава СПб ГУП «Горэлектротранс»:
«Работа ведется по такому направлению как увеличение средней скорости движения наших троллейбусов. Для этого у нас идет работа совместная с различными комитетами города по обособлению маршрутов троллейбусов, то есть выделению их сплошными линиями, обозначение знаками «полоса для маршрутных транспортных средств», а также по регулировке светофорных объектов для обеспечения приоритетного права проезда».

Безопасное движение общественного транспорта по городу — это еще и ответственность водителей частных машин. Пассажиры в троллейбусах, автобусах, трамваях не защищены ремнями безопасности, а потому существует высокий риск получить травму даже при незначительных ДТП.

ВИТАЛИЙ ЛУКК,водитель троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс»:
«Дорожное движение, конечно, сложное у нас. И автомобилисты нерадивые, которые не пропускают троллейбус, отъезжающий от остановки, и даже имеют некоторую наглость потом еще жаловаться, что водитель троллейбуса их не пропустил, хотя они должны были пропустить, а водитель должен был убедиться. Мы возим не дрова, и не лес, и не кирпичи, мы возим людей, живых людей, таких же, как мы».

Троллейбус выбирает каждый девятый пользователь наземного транспорта в Петербурге. Но для того, чтобы он обрел привычный для петербуржцев вид, потребовалось ни одного десятилетие.

ВИТАЛИЙ ЛУКК,водитель троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс»:

«Так-так, прикоснемся к истории.

У меня в семье всегда был культ книг. Одной из моих любимых книг в детстве был энциклопедический справочник по Ленинграду — «Петербург-Петроград-Ленинград», он так и назывался. Там были разные статьи про районы города, про какие-то объекты городской среды, про улицы, про названия. И вот с этого все началось, то есть мне стала интересна история моего города. Я, когда со стажерами работаю, то есть стажирую, я рассказываю не только, как вести троллейбус, но и также где мы едем, чтобы человек представлял вообще, где он ведет свой троллейбус».

Музей городского электрического транспорта. Для Виталия это особенное место, здесь он может, в прямом смысле, прикоснуться к истории своего любимого дела. В кабине ретро-троллейбуса чувствует себя вполне привычно.

ВИТАЛИЙ ЛУКК,водитель троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс»:

«Да, повезло, два раза успел на нем поездить до Кронштадта в качестве водителя-перегонщика. Именно вот на этом троллейбусе, очень, конечно, интересные ощущения: деревянный руль, деревянная кабина и, вообще, очень много дерева.

Тесновато. Ну, раньше, видимо, водители были меньше ростом. Меня бы не взяли.

Управлять им достаточно сложно, потому что у него нет усилителя рулевого управления. Но за счет того, что он небольшого размера, гораздо меньше современных троллейбусов, в принципе, это, видимо, не особо большая проблема.

И вообще, я считаю, что каждый водитель общественного транспорта должен интересоваться историей того транспорта, на котором он работает.

У меня было увлечение, и до сих пор оно есть, — это старые фотографии общественного транспорта. Я контактирую со многими людьми, в том числе, с зарубежными фотографами, которые приезжали в Советский Союз еще, фотографировали в восьмидесятые, в семидесятые годы троллейбусы, трамваи, автобусы. Дома у меня на компьютере тоже есть ощутимая коллекция».

В этом году петербургскому троллейбусу исполняется восемьдесят лет. В 1936 году первый троллейбус модели ЯТБ-1 прошел по маршруту от площади Александра Невского (тогда она называлась Красной) до площади Труда. Теплый и удобный — он сразу завоевал доверие горожан. За десятки лет троллейбус стал более вместительным и комфортным, и сегодня этот тихий экологичный транспорт колесит уже по новым улицам Петербурга.

В последние годы желающих водить троллейбус становится все больше. Причем возраст соискателей зачастую не превышает тридцати лет. Набор на курсы вождения в «Горэлектротрансе» открыт постоянно.

НИКОЛАЙ ПЕТРОВ,главный инженер службы подвижного состава СПб ГУП «Горэлектротранс»:
«Случайные люди попасть к нам на водителя не могут. Они проходят сложный ступенчатый отбор, начиная от психолога в учебно-курсовом комбинате. Потом по качеству их обучения они сдают экзамены, зачеты и всевозможные допуски. После этого они получают — финальный экзамен — получают права. После этого они направляются в парки, где они еще также проходят собеседование с руководящим составом, где также могут быть, в принципе, отсеяны люди, которые по каким-то соображениям не могут водить троллейбус».
ВИТАЛИЙ ЛУКК,водитель троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс»:
«Конечно, сейчас молодежи много. Вот я сейчас смотрю: учебный комбинат, когда прихожу. Допустим, в столовую, у нас же в одном здании все находится, вижу очень много молодёжи. Меня это радует. Я думаю, это связано, во многом, с тем, что у нас сейчас условия, конечно, улучшились, у нас зарплаты поднялись. Конечно, вот раньше ребята видят, допустим: какие троллейбусы раньше ходили, лет пятнадцать назад, десять назад. А сейчас новые троллейбусы пришли: кондиционеры, сиденья регулируются, сидишь, как в хорошей иномарке фактически».

Но модернизация троллейбуса касается, главным образом, не водителей, а пассажиров. Стоя на остановке, петербуржцы точно знают, когда придет нужный транспорт, ведь все троллейбусы оборудованы системой слежения ГЛОНАСС. Хозяина салона — кондуктора — вскоре должна заменить автоматизированная система оплаты проезда. Кроме того, в будущем пассажирам предложат беспроводной интернет и мониторы, транслирующие новости.

НИКОЛАЙ ПЕТРОВ,главный инженер службы подвижного состава СПб ГУП «Горэлектротранс»:
«Наше предприятие выступает, так сказать, впереди планеты всей в этом отношении в городе Санкт-Петербурге. И мы пытаемся запустить новые маршруты с использованием новой, пока еще не эксплуатирующейся техники. А именно — троллейбусы с увеличенным автономным ходом».

Каждый год водители троллейбусов соревнуются в профессиональном конкурсе, в этом году всероссийский этап прошел в Петербурге. Настоящий профессионал должен уметь все: и бабушку в салоне не уронить, и конус не сбить. Ездить быстро, но аккуратно. При этом не забывать о культуре общения с пассажирами.

ВИТАЛИЙ ЛУКК,водитель троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс»:

«Наш маршрут следует от площади Мужества. На нем присутствует много достопримечательностей. Одна из них — это лесопарк «Сосновка», на территории которого в годы войны располагался одноименный военный аэродром. В память об этом на главной аллее парка был установлен монумент. Следующая остановка — лесопарк «Сосновка». Осторожно, двери закрываются!

Вот, в принципе, объезд препятствий выполнен максимально грамотно. Не задет ни один конус».

Виталий Лукк успешно прошел все испытания и занял на городском этапе конкурса третье место. Впрочем, стратегия развития транспортной системы Петербурга позволит водителям троллейбуса как можно реже прибегать к навыкам вождения с препятствиями.

Огромная история и большое будущее. Троллейбус как символ общественного транспорта. Десятки маршрутов, сотни водителей и миллионы пассажиров. Каждый из нас — часть большого города. Каким он будет завтра — решаем мы. Мы строим наш общий город. Каждый из нас строит Петербург.

ВИТАЛИЙ ЛУКК,водитель троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс»:
«Когда люди говорят «спасибо», подходят, благодарят очень часто — приятно, на самом деле. Даже если они не благодарят, я все равно чувствую, что вот подождал какого-нибудь там человека, зазевавшегося пешехода, который бежал за троллейбусом. Мне самому приятно от того, что он зашел. Он, может, даже не подойдет ко мне, ничего не скажет. Ну и что? Но я-то знаю, что ему приятно».