10 февраля 2020

Водить электротранспорт непросто, но престижно


Водить электротранспорт непросто, но престижно

Сейчас рынок труда Петербурга довольно велик, но какая из профессий обеспечит достаток, соцпакет, словом – стабильность? Один из вариантов – влиться в ряды сотрудников «Горэлектротранса», а именно стать водителем трамвая или троллейбуса. Помимо того что это предприятие – один из крупнейших работодателей нашего города, оно не только трудоустраивает, но и дает профессию.

Отметим, что результаты учебного года демонстрируют значительный рост популярности профессии водителя электротранспорта: в минувшем году ее освоили 282 человека, что на 57 больше, чем годом ранее. Притом профессия эта востребованная: количество маршрутов растет, обновляется подвижной состав. На высоте и престиж – красивые машины, форма.

Корреспондент «Вечернего Санкт-Петербурга» сел на место водителя трамвая.

Почти трамвай

Нога на педали безопасности, рука на контроллере. Трамвай, тихо гудя, подается вперед – пытаюсь тронуть мягко, но не хватает опыта. Входим в кривую близ «Волковской». Откуда ни возьмись – на рельсы, прямо под колеса – автомобиль. Дергаю ручку – слишком резко. Ко мне подходит, качая головой, Евгений Доброзий, инженер-программист первой категории, – именно он «подослал» на пути нежданного нарушителя.

Уточню: катаюсь я на тренажере, досконально воспроизводящем кабину трамвая. Ощущения приближены к «боевым»: кабина реализована на подвижной платформе с тремя степенями свободы – двигается вперед-назад, приподнимается; словом, все довольно похоже на правду. Плюс моделируется любая дорожная обстановка, любые погодные условия. Рядом – такая же, только троллейбусная. Оба тренажера способны имитировать любой подвижной состав, даже последних поколений: пара настроек – и вы уже едете в троллейбусе с увеличенным автономным ходом и можете отработать все нюансы постановки под контактную сеть. Однако это удовольствие уже для бывалых водителей, молодых учат чувствовать «дорогу над головой». Насколько вы можете понять, учиться интересно.

Как начать

Начинается все довольно просто: желающие должны обратиться в ближайший к месту жительства профильный парк. Уже из парков будущие ученики направятся в Учебно-курсовой комбинат, где проходят собеседование и тестирование на универсальном психодиагностическом комплексе, затем – обязательное медицинское и психиатрическое освидетельствование.

– Здесь крайне важна выносливость, психологическая устойчивость, отсутствие монотонии (функциональное состояние сниженной работоспособности, возникающее в ситуациях однообразной работы. – Прим. авт.). Только после этого идет зачисление в учебную группу, – рассказывает Виктория Толстикова, директор Учебно-курсового комбината (УКК) «Горэлектротранса». – Обучение очень интенсивное, 3,5 месяца – теория, затем учебная практика, затем практика с пассажирами. В целом 5,5 месяца усердной работы, множество экзаменов. На выходе, после изучения подчас самых простых машин, присваивается самая низкая категория.

Поехали!

Надежда на то, что выпускнику УКК с ходу доверят сверкающий «Витязь-М» на маршруте № 60, тает на глазах, особенно когда Виктория Павловна, качая головой, подчеркивает: «Все начинают с простого!»

– Водитель всю свою профессиональную жизнь учится: в УКК он получает базовые знания и выходит, зная лишь один маршрут и одно транспортное средство, – поясняет директор. – Только потом начинается профессионально-карьерный рост: под руководством водителей-наставников, начальников маршрутов начинающий водитель постепенно изучает все маршруты своего парка, весь подвижной состав. После этого постепенно начинает принимать участие в конкурсах профмастерства и таким образом приближается к повышению квалификации.

На самом деле электротранспорт нашего города – это целый мир, в котором водитель должен ориентироваться с закрытыми глазами: знать назубок характеристики своего ТС, все регламентные осмотры, какая бригада ремонтных рабочих сегодня осматривает его машину, быть знакомым со всеми чуть ли не по­именно.

«Все мы разные»

Родион Сарамбаев всю жизнь водил многотоннажные грузовики: ему 44 года, за плечами огромный водительский стаж. Сейчас он с улыбкой садится за руль троллейбусного тренажера, под колеса стелется виртуальный Московский проспект. Перемену профессии объясняет просто: давно хотел водить «тот самый ленинградский троллейбус».

– Была мечта. В жизни сейчас так обстоятельства сложились, что «загорелся зеленый» – и я здесь, – улыбается студент. – Конечно, привлекает и соцпакет, и гарантии. Но все же мне нравится быть частью чего-то большего. Представляю себе: солнечное утро, высокое остекление кабины – и я везу пассажиров.

В планах Родиона – связать всю свою жизнь с троллейбусом и, получив высшую категорию, стать инструктором.

Николай Муравьев совсем недавно вернулся из армии. Будучи увлеченным техникой, решил: а почему бы и нет? Он уже обучается два месяца, все ждет, когда же руки доберутся до «живого» подвижного состава: управление ему нравится куда больше, нежели зубрежка правил.

– Много инструкций, все это необходимо выучить, требуется неукоснительно им следовать. Но иначе нельзя, это безопасность пассажиров, – серьезно заявляет Николай. – Профессию я менять не намерен: здесь открываются большие перспективы.

Алексей Блахнов
Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ
Ссылка на публикацию
Вечерний Санкт-Петербург

Водить электротранспорт непросто, но престижно