21 ноября 2018

Первый полет «Пчёлки»


Первый полет «Пчёлки»

Зеленый ЛМ-99АВ, прозванный «Пчелкой» за быстрый набор скорости и такое же эффективное торможение, замер на веере депо Трамвайного парка № 1 на Московском проспекте. Это первый учебный вагон «Горэлектротранса», полностью соответствующий характеристикам трамваев последнего поколения. Отличается от обычного тем, что в нем оборудованы учебный класс и рабочее место водителя-инструктора. Сегодня мы его впервые обкатываем.

Итак, вот инструктор, вот трамвай. Поехали? Нет, не так быстро!

– Сначала производится визуальный осмотр-приемка вагона. Она начинается с крышевого оборудования. Главная деталь – это пантограф, нужно удостовериться в его исправности и целостности, – рассказывает водитель-наставник Михаил Окулов.

Мы идем вдоль всего вагона, проверяем исправность и работу дверей, откидываем боковую крышку, скрывающую тележку. Нужно внимательно обследовать все ее механические составляющие: колесо, подвеску электромагнитного тормоза, исправность тормозного цилиндра, амортизаторов и самой фигурной балки, на которой все это крепится. Проверяется каждая колесная тележка. Все должно работать четко – от задних блок-фар до валидаторов в салоне.

Наконец-то усаживаюсь в кресло. Органы управления расположены перед водителем полукругом. Слева находится пульт управления вспомогательными приборами: отопление, освещение. Далее – мониторы видеорегистрации, изображение поступает с шести камер видеонаблюдения. Чуть правее расположена цепь управления: здесь включаются силовые агрегаты, реверс – выбор направления движения, контроллер водителя. На монитор в центре консоли выводятся скорость, напряжение в контактной сети, работа двигателей и многие другие параметры. Далее – поворотники, лобовое освещение, работа тормозов, система объявления остановок и открывания дверей.

Как же управлять трамваем? Чтобы запустить вагон, берем ключ цепей управления, вставляем в замок, поворот вправо, на позицию «включено». Затем включаем силовые агрегаты: две зеленые кнопки слева, первая группа двигателей, вторая… Выбираем направление движения переключателем – ставим в положение «вперед». Затем, положив левую руку на контроллер, предварительно убедившись, что помех движению нет, плавно сдвигаем его от себя. Чем дальше от себя ты отводишь контроллер, тем быстрее вагон набирает скорость. Предел – 60 километров в час.

Шипит сжатый воздух, и вагон плавно, с легким гудением начинает движение. Представляя вес и габариты транспортного средства, удивляешься, с какой легкостью оно трогается с места. Сидя в кабине с высоким остеклением и держа руку на контроллере, удивленно смотришь, как мир медленно надвигается на тебя. Но ты не автомобилист, не пешеход, сбылась мечта детства: ты управляешь трамваем!

Первый полет «Пчёлки»

Но тронуться – это полдела. Необходимо не только обеспечивать плавность хода, но и понимать, что происходит вокруг: куда смотрит стрелка, как ее пройти, где увеличить скорость, а где сбросить.

– Немного руку вперед – и держите, вагон сам заедет, – командует Михаил Юрьевич перед крутым поворотом. – Теперь контроллер на ноль, спецчасть мы должны пройти на нуле. Спецчасть – это стрелка. Для остановки плавно тянете на себя.

На повороте ведем вагон аккуратно и плавно – «протягиваем» его, не сбрасывая скорость в ноль, но и не разгоняясь. Перед нами снова стрелка.

– Видите, не в нашу сторону? Глядите вдоль ее желобов, – подсказывает инструктор. – Останавливаемся.

Контроллер и реверс в ноль, выключаем красными кнопками силовые агрегаты, вынимаем ключ запуска. Берем ломик и идем к стрелке.

– Необходимо встать лицом к вагону – это обязательное требование безопасности! Если он вдруг покатится, то вы должны его видеть, чтобы успеть отпрыгнуть в сторону! – поясняет инструктор.

Дело сделано – обратно в вагон, есть время еще на один круг.

– Эмоции зашкаливают, согласитесь? – улыбается инструктор. – Первые два-три дня ученик вообще не воспринимает информацию, у него в голове только крутится «Я сам еду на этой большой штуке!».

Я молчу, вцепившись в контроллер, потому что мой мозг автомобилиста до сих пор пытается осмыслить: как вагон поворачивает сам?

Практическое обучение на линии, непосредственно на вагоне, длится 33 рабочих дня по 4 часа. После того как вагон возвращается в парк с практических занятий, записи видеорегистраторов анализируются: почему произошли те или иные ситуации, как их избежать. Будущий вагоновожатый сдает экзамены в ГИБДД и только после этого начинает работать на линии – с пассажирами и расписанием, но под присмотром инструктора трамвайного парка. С первого дня обучения и до самостоятельной работы на линии проходит более шести месяцев.

Алексей Блахнов
Фото Сергея НИКОЛАЕВА
Ссылка на публикацию
Газета «Вечерний Санкт-Петербург»