Всем по пути
Большой трамвайный праздник для всей семьи «От конки до трамвая» состоится 30 сентября 2017
28.08.17. Студентам ПГУПС вручили сертификаты о прохождении стажировки в Горэлектротрансе

Реализуемые уровни образования

  Обучение новых рабочих по специальностям:
1. водитель трамвая 
2. водитель троллейбуса, 
для обеспечения потребностей обособленных структурных подразделений 
СПб ГУП «Горэлектротранс»;

  Переподготовка и повышение квалификации:
1. водителей трамваев 
2. водителей троллейбусов,
работающих в обособленных структурных подразделениях 
СПб ГУП «Горэлектротранс», на разряд выше.

Формы обучения

Очная с отрывом от производства

Нормативные сроки обучения

Сроки обучения  водитель трамвая

 962 учебных часа  (теоретическое обучение 436 часов, практическое обучение 526 часов)  - 5,5 месяцев

 Сроки обучения  водитель троллейбуса

 1066 учебных часа (теоретическое обучение 432 часов, практическое обучение 634 часов) – 6,1 месяца

Описание образовательной программы

«Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tm»(трамвай)»

 Реализуемая образовательная «Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tm» (трамвай)» разработана на основании «Примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tm»  (трамвай)», утвержденной приказом Минобрнауки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1408.

При разработке образовательной программы учитывались требования: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об  образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 1999, № 10, ст. 1158; 2002, № 18, ст. 1721; 2003, № 2, ст. 167; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5553; № 49, ст. 6070; 2009, № 1, ст. 21, № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4000, № 31, ст. 4196; 2011, № 17, ст. 2310, № 27, ст. 3881, № 29, ст. 4283, № 30, ст. 4590, № 30 (ч. 1), ст. 4596; 2012, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4320; 2013, № 17, ст. 2032, № 19, ст. 2319, № 27, ст. 3477, № 30, ст. 4036) (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 года № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».

  • Содержание реализуемой образовательной программы включает в себя: пояснительную записку, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, планируемые результаты освоения  образовательной программы, условия реализации образовательной программы, систему оценки результатов освоения образовательной программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию образовательной программы.
  • Цельреализации образовательной программы – профессиональная подготовка водителей

категории «Tm» (трамвай), исходя из потребностей

обособленных структурных подразделений СПб ГУП «Горэлектротранс».     

  • Задачи обучения – формирование у обучающихся профессиональных качеств водителя городского электрического транспорта,  технического мышления, умения практически применять полученные знания, а также развитие у них способности к самообразованию.
  • Для достижения  указанных целей и задач, обучение по образовательной «Программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tm» (трамвай)» осуществляется в два основных этапа: теоретическая часть, практическая часть (производственное обучение вождению).

Теоретическая часть освоения образовательной программы проводится в специально оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы (учебно-методического  и библиотечно-информационного обеспечения) и завершается экзаменами по предметам: «Устройство и техническое обслуживание трамвая»; «Основы законодательства в сфере дорожного движения»  (Правила дорожного движения); «Организация движения трамваев» (Правила технической эксплуатации трамвая; Должностные обязанности водителя трамвая), «Основы управления транспортными средствами», «Охрана труда, электробезопасность, пожарная безопасность», а также итоговыми занятиями по остальным учебным предметам, на которых  слушатели сдают зачеты, за счет времени, отведенного учебным планом на эти предметы.

В результате освоения теоретической части образовательной программы, слушатели должны знать:

  должностную инструкцию водителя трамвая;

  устройство, принцип действия и возможные неисправности трамваев и их оборудования, эксплуатируемых в данном хозяйстве;

  правила дорожного движения,

  правила технической эксплуатации и пользования трамваем;

  правила эксплуатации вагона;

  существующие формы проездных документов (билетов);

  инструкцию по экономии электроэнергии;

  особенности вождения трамваев в осенне-зимних условиях;

  порядок работы при бескондукторном обслуживании пассажиров;

  профиль и особенности пути обслуживаемого маршрута;

  порядок эксплуатации подвижного состава на маршрутах с тяжелыми условиями движения;

  периодичность осмотров, ремонтов вагонов, радиоустановок,

  порядок оформления вагонной документации;

  положение о книжке водителя;

  Правила техники безопасности (ПТБ) при работе в электроустановках до 1000 В.

 

По итогам освоения теоретической части образовательной программы при условии успешной сдачи экзаменов и зачётов, слушатели допускаются к  практической части реализации образовательной программы (производственное обучение вождению на учебном трамвае), включающей в себя два этапа, каждый из которых завершается экзаменом.

Первый этап производственного обучения посвящён техническому обслуживанию трамваев и  практическому обучению вождению на учебном трамвае. Обучение осуществляется водителями трамвая - наставниками (инструкторами) на специальном учебном подвижном составе. Учебные трамваи оборудованы в соответствии с Правилами дорожного движения специальными опознавательными знаками, а также: дополнительным пультом управления и тормозами, дополнительным сидением,  дополнительным зеркалом заднего вида для инструктора, осуществляющего  производственное обучение, и  наглядными учебно-методическими пособиями. Данный этап завершается экзаменом по практическому вождению трамвая и теоретическим экзаменом в ГИБДД.

Второй этап производственного обучения – стажировка на пассажирском трамвае. Самостоятельное управление пассажирским трамваем проводится под руководством водителей трамвая – инструкторов в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах подвижного состава и  тех маршрутах, на которых выпускники будут работать в дальнейшем самостоятельно в обособленных структурных подразделениях СПб ГУП «Горэлектротранс». Стажировка завершается квалификационным экзаменом и оформляется заключением о допуске к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки либо даётся мотивированный отказ в выдаче допуска.

  • Характеристика работ, которые должен уметь выполнять прошедший курс профессионального обучения по «Программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tm» (трамвай)»:  
  1. Управление трамвайными поездами, эксплуатируемыми в данном хозяйстве, с соблюдением расписания и правил безопасности движения в депо и на линии.
  2. Проведение сценки поездов для буксировки и управление буксируемым поездом;
  3. Контроль за соблюдением посадки и высадки пассажиров, погрузкой и выгрузкой грузов;
  4. Объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов и порядка оплаты проезда;
  5. Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк;
  6. Устранение возникших на линии простейших неисправностей;
  7. Оформление и подача заявок на устранение неисправностей подвижного состава.

«Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tb»(троллейбус)»

 Реализуемая образовательная «Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tb»(троллейбус)» разработана на основании «Примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tb» (троллейбус)», утвержденной приказом Минобрнауки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1408.

При разработке образовательной программы учитывались требования: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об  образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 1999, № 10, ст. 1158; 2002, № 18, ст. 1721; 2003, № 2, ст. 167; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5553; № 49, ст. 6070; 2009, № 1, ст. 21, № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4000, № 31, ст. 4196; 2011, № 17, ст. 2310, № 27, ст. 3881, № 29, ст. 4283, № 30, ст. 4590, № 30 (ч. 1), ст. 4596; 2012, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4320; 2013, № 17, ст. 2032, № 19, ст. 2319, № 27, ст. 3477, № 30, ст. 4036) (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 года № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».

  • Содержание реализуемой образовательной программы включает в себя: пояснительную записку, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, планируемые результаты освоения  образовательной программы, условия реализации образовательной программы, систему оценки результатов освоения образовательной программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию образовательной программы.
  • Цель реализации образовательной программы – профессиональная подготовка водителей

категории Tb (троллейбус), исходя из потребностей обособленных структурных подразделений

СПб ГУП «Горэлектротранс».

  • Задачи обучения – формирование у обучающихся профессиональных качеств водителя городского электрического транспорта,  технического мышления, умения практически применять полученные знания, а также развитие у них способности к самообразованию.
  • Для достижения  указанных целей и задач, обучение по образовательной «Программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tb»(троллейбус)» осуществляется в два основных этапа: теоретическая часть, практическая часть (производственное обучение вождению).

Теоретическая часть освоения образовательной программы проводится в специально оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы (учебно-методического  и библиотечно-информационного обеспечения) и завершается экзаменами по предметам: «Устройство и техническое обслуживание троллейбуса», «Основы законодательства в сфере дорожного движения»  (Правила дорожного движения), «Организация движения троллейбусов» (Правила технической эксплуатации троллейбусов, Должностные обязанности водителя троллейбуса); «Основы управления транспортными средствами»; «Охрана труда, электробезопасность, пожарная безопасность», а также итоговыми занятиями по остальным учебным предметам, на которых  слушатели сдают зачеты, за счет времени, отведенного учебным планом на эти предметы.

В результате освоения теоретической части образовательной программы, слушатели должны знать:

  должностную инструкцию водителя троллейбуса;

  устройство, принцип действия и возможные неисправности троллейбусов и их оборудования, эксплуатируемых в данном хозяйстве;

  правила дорожного движения,

  правила технической эксплуатации и пользования троллейбусами;

  правила эксплуатации шин;

  существующие формы проездных документов (билетов);

  инструкцию по экономии электроэнергии;

  особенности вождения троллейбусов в осенне-зимних условиях;

  порядок работы при бескондукторном обслуживании пассажиров;

  профиль и особенности пути обслуживаемого маршрута;

  порядок эксплуатации подвижного состава на маршрутах с тяжелыми условиями движения;

  периодичность осмотров, ремонтов троллейбусов, радиоустановок,

  нормы износа шин;

  порядок оформления машинной документации;

  положение о книжке водителя;

  правила техники безопасности (ПТБ) при работе в электроустановках до 1000 В.

По итогам освоения теоретической части образовательной программы при условии успешной сдачи экзаменов и зачётов, слушатели допускаются к  практической части реализации образовательной программы (производственное обучение вождению на учебном троллейбусе), включающей в себя два этапа, каждый из которых завершается экзаменом.

Первый этап производственного обучения посвящён техническому обслуживанию троллейбусов и  практическому обучению вождению на учебном троллейбусе. Обучение осуществляется водителями троллейбуса - наставниками (инструкторами) на специальном учебном подвижном составе. Учебные троллейбусы оборудованы в соответствии с Правилами дорожного движения специальными опознавательными знаками, а также: дополнительным сидением, дополнительной тормозной педалью, дополнительным зеркалами заднего вида для инструктора, осуществляющего  производственное обучение, и  наглядными учебно-методическими пособиями. Данный этап завершается экзаменом по практическому вождению троллейбуса и теоретическим экзаменом в ГИБДД.

Второй этап производственного обучения – стажировка на пассажирском троллейбусе. Самостоятельное управление пассажирским троллейбусом проводится под руководством водителей троллейбуса – инструкторов в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах подвижного состава и  тех маршрутах, на которых выпускники будут работать в дальнейшем самостоятельно в обособленных структурных подразделениях СПб ГУП «Горэлектротранс». Стажировка завершается квалификационным экзаменом и оформляется заключением о допуске к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки либо даётся мотивированный отказ в выдаче допуска.

  • Характеристика работ, которые должен уметь выполнять прошедший курс профессионального обучения по «Программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tb»(троллейбус)»:
  1. Управление троллейбусами, эксплуатируемыми в данном хозяйстве, с соблюдением расписания и правил безопасности движения в парке и на линии;
  2. Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк;
  3. Проведение сцепки троллейбусов и управление буксируемых троллейбусов;
  4. Определение и устранение возникших во время работы на линии простейших неисправностей;
  5. Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров, погрузкой и выгрузкой грузов;
  6. Оформление и подача заявок на устранение неисправностей;
  7. Объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов и порядка оплаты проезда;
  8. Оформление и подача заявок на устранение неисправностей подвижного состава. 

 

Учебный план

1. Учебный план профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tm» (трамвай)»

Срок обучения – 5,5 месяца

№ п/п

Предметы

Количество часов

Всего часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

I раздел. Теоретическое обучение

426

390

36

1

Устройство трамвайных вагонов и их оборудования – всего:

156

156

 

1.1

Механическое оборудование.

32

32

 

1.2

Пневматическое оборудовании.

24

24

 

1.3

Электрическое оборудование трамвая (в том числе 10 часов электротехника).

100

100

 

2

Основы законодательства в сфере дорожного движения.

78

62

16

2.1

Законодательство, регулирующее отношения в сфере дорожного движения.

6

6

 

2.2

Правила дорожного движения.

72

56

16

3

Организация движения трамваев

46

46

 

3.1

Организация движения трамваев.

6

6

 

3.2

Должностные обязанности водителя

26

26

 

3.3

Правила технической эксплуатации трамваев.

10

10

 

3.4

Культура обслуживания пассажиров на городском электротранспорте.

4

4

 

4

Электроснабжение трамвая.

12

12

 

4.1

Путевое хозяйство.

4

4

 

4.2

Контактная сеть.

8

8

 

5

Основы управления транспортными средствами.

30

30

 

6

Охрана труда, электробезопасность, пожарная безопасность, охрана окружающей среды.

32

24

8

7

Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.

20

12

8

8

Основы правовых знаний.

8

8

 

9

Основы транспортной безопасности.

8

8

 

10

Психофизиологические основы деятельности водителя.

12

8

4

11

Экзамены:

24

24

 

II раздел. Производственное обучение

1

Техническое обслуживание трамвая.

16

2

14

2

Обучение вождению на учебном трамвайном поезде (на двоих обучающихся)

280

2

278

3

Практическая квалификационная работа: Экзамен по практическому вождению трамвая.

8

 

8

4

Стажировка на пассажирском трамвайном вагоне.

206

 

206

5

Квалификационный экзамен.

8

 

8

Всего часов

518

4

514

ИТОГО

944

394

550

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ вождение на учебном трамвайном поезде

Наименование тем и упражнений.

Кол-во часов

I. Техническое обслуживание трамваев.

16

1

Безопасность труда, пожарная безопасность, электробезопасность

1

2

Обслуживание механического оборудования.

2

3

Обслуживание пневматического оборудования

3

4

Обслуживание электрического оборудования

10

II. Обучение вождению на учебном трамвайном поезде

280

1

Явка на работу. Приемка поезда в депо и на линии

22

2

Приёмы пуска поезда в движении

Служебное и экстренное торможение.

28

3

Вождение поезда на линии. Правила проезда перекрестков.

96

4

Вождение поезда в тяжелых и сложных условиях

50

5

Определение неисправностей поезда и вождение его в аварийном режиме

64

6

Заезд поезда в депо

20

III. Экзамен

8

1

Практическая квалификационная работа: Экзамен по практическом у вождению трамвая

8

IV. Пассажирская практика

206

ВСЕГО

518

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПАССАЖИРСКАЯ ПРАКТИКА

I. ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ СТАЖИРОВКИ

1

Оформление путевого листа. Прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, получение допуска к работе у диспетчера. Выполнение необходимых действий по прибытии на конечную станцию. Требования безопасности на территории парка

2

Пользование схемой расстановки подвижного состава по путям, путевым листом и поездным расписанием.

3

Получение документов ОСАГО, оборудования и предметов экипировки вагона (поезда) (проверка их исправности), и др. закрепленный инвентарь. Организация рабочего места.

4

Включение и приемка вагона (поезда) в соответствии с ДИ и ПТЭ, заполнение книги поезда. Обеспечение электробезопасности.

5

Установка и регулировка наружного зеркала и зеркала наблюдения за салоном, кресла водителя.

6

Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка и правил охраны труда  на территории парка и при работе на линии.

7

Самостоятельный выезд с территории парка.

8

Управление подвижным составом соблюдая ПТЭ, ПДД, культуры обслуживания.

II. ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ СТАЖИРОВКИ

1

Соблюдение правил охраны труда  при проезде негабаритных мест, при отправлении вагона со смотровой траншеи и при движении по территории парка.

2

Совершенствование навыков приемки вагона (поезда).

3

Проведение проверки вагона на нулевым рейсе, занесение сведений в книгу поезда и путевой лист о приемке вагона (поезда) и проверке тормозной системы  на нулевом рейсе. Совершенствование выполнения необходимых действий по прибытию на конечную станцию. Проведение технической стоянки.

4

Совершенствование навыков плавного пуска вагона (поезда) с обязательной остановки, вождение поезда по перегону и правильный подъезд к остановке. Ведение обязательной информации для пассажиров по микрофону (автоинформатор).

5

Оценка положения нерельсовых транспортных средств на проезжей части относительно движущегося трамвая, соблюдение дистанции безопасности за впереди идущим вагоном в зависимости от скорости движения, погодных условий, профиля и состояния пути, наполнения вагона.

6

Самостоятельный въезд на территорию парка или в депо, постановка вагона (поезда) на пути отстоя, указанные приемщиком подвижного состава.

III. ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ СТАЖИРОВКИ

1

Проезд спецчастей путевого хозяйства (стрелки, крестовины, железнодорожные переезды) и контактной сети (изоляторы, добавочные провода автоматических стрелок, ТМ+ТБ пересечения, пересечения трамвайных проводов), соблюдая установленные скоростные режимы, управление вагоном (поездом) на подъемах и спусках.

2

Оценка дорожной обстановки в условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов, самостоятельный выбор скоростных режимов, обеспечивая безопасность движения и перевозки пассажиров.

3

Контроль и соблюдение правил безопасности при посадке и высадке пассажиров на обязательных остановках, самостоятельное использование тумблеров управления дверями с соблюдением мер безопасности. Пользование аппарелью при посадке пассажиров в инвалидной коляске.

4

Использование всех видов тормозов в различной обстановке, складывающейся на линии, умение применять экстренное торможение поезда.

5

Смена водителей и приемка поезда на линии

IV. ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ СТАЖИРОВКИ

1

Совершенствование навыков управления вагоном (поездом) по всем ранее пройденным темам.

2

Умение пользоваться поездным расписанием и ведение вагона (поезда) строго по расписанию, документальное оформление отклонений от расписания.

3

Правильный проезд перекрестков.

4

Соблюдение правил безопасности при выходе из кабины при вынужденной остановке вагона (поезда) в пути.

5

Пользование радиотрансляционной аппаратурой, автоинформатором, средствами автоматизации и механизации работ на линии и депо.

6

Обслуживание электроустановки вагона (поезда).

Устранение неисправностей возникающих при работе на линии, которые водитель обязан устранять самостоятельно. Составление технически грамотных заявок на неисправности вагона (поезда).

V. ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ СТАЖИРОВКИ

1

Совершенствование навыков работы на линии, полученных за период стажировки.

2

Грамотные действия в аварийных ситуациях, в случае необходимости оказание первой помощи пассажирам и пострадавшим в ДТП и т.д

3

Правильное оформление возможных ДТП, несчастных и аварийных случаев, сообщение о них старшему диспетчеру диспетчерского отдела ОСП «Служба движения», согласно установленного порядка.

4

Сцепка и буксировка неисправного вагона (поезда).

5

Отработка особенностей движения вагона (поезда) при неблагоприятных погодных условиях и при угрозе возникновения буксовки, юза.

6

Изучение работы технических средств установленных в вагоне (поезде) ГЛОНАСС, СЭКОП, бегущей строки, скоростемера, видеорегистратора, и т.д.

VI. ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ СТАЖИРОВКИ

1

Обеспечение безопасности перевозки и культуры обслуживания пассажиров.

Обеспечение пожарной безопасности.

2

Организация безопасности перевозки пассажиров согласно расписанию с учетом погодных условий и особенностей маршрута.

3

Самостоятельная работа стажера с совершенствованием навыков работы на линии под постоянным контролем водителя-инструктора

4

Подача заявок на неисправности трамвайного пути и контактной сети, выявленные в пути следования.

5

Изучение работы технических средств установленных в вагоне (поезде) ГЛОНАСС, БО СЭКОП, бегущей строки, скоростемера, видеорегистратора, и т.д. и закрепление знаний. Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.

 

2. Учебный план профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «Tb» (троллейбус)»

№ п/п

Виды обучения, предметы и разделы

Кол-во часов за курс обучения

Всего часов

Теорети

ческие занятия

Практи

ческие занятия

I раздел. Теоретическое обучение

422

386

36

1.

Устройство троллейбусов и их оборудование – всего:

156

156

 

1.1

Механическое оборудование.

48

48

 

1.2

Пневматическое оборудовании.

28

28

 

1.3

Электрическое оборудование (в том числе 10 часов электротехника).

80

80

 

2

Основы законодательства в сфере дорожного движения.

78

62

16

2.1

Законодательство, регулирующее отношения в сфере дорожного движения.

6

6

 

2.2

Правила дорожного движения.

72

56

16

3

Организация движения троллейбусов.

46

46

 

3.1

Организация движения троллейбусов.

6

6

 

3.2

Должностные обязанности водителя.

26

26

 

3.3

Правила технической эксплуатации троллейбусов.

10

10

 

3.4

Культура обслуживания пассажиров на городском электротранспорте.

4

4

 

4

Электроснабжение троллейбусов.

8

8

 

5

Основы управления транспортными средствами.

30

30

 

6

Охрана труда, электробезопасность, пожарная безопасность, охрана окружающей среды.

32

24

8

7

Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии.

20

12

8

8

Основы правовых знаний.

8

8

 

9

Основы транспортной безопасности.

8

8

 

10

Психофизиологические основы деятельности водителя.

12

8

4

11

Экзамены.

24

24

 

II раздел. Производственное обучение

1

Техническое обслуживание троллейбуса.

16

2

14

2

Обучение вождению на учебном троллейбусе (на двух обучающихся).

308

2

306

3

Практическая квалификационная работа: Экзамен по практическому вождению троллейбуса.

8

 

8

4

Стажировка на пассажирском троллейбусе.

286

 

286

5

Квалификационный экзаме.н

8

 

8

Всего часов

626

4

622

ИТОГО

1048

390

658

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Вождение на учебном троллейбусе

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

 

I.Техническое обслуживание троллейбуса

16

1

Первичный инструктаж по технике безопасности, безопасность труда. Пожарная безопасность.

Электробезопасность.

1

2

Обслуживание механического оборудования.

4

3

Обслуживание пневматического оборудования.

4

4

Обслуживание электрического оборудования.

7

II.Обучение вождению на учебном троллейбусе (на 2-х обучающихся)

308

1

Приемка троллейбуса в депо.

23

2

Трогание с места, движение, остановка троллейбуса.

23

3

Движение по маршрутам города.

44

4

Движение в сложных условиях.

45

5

Заезд в депо.

8

6

Действие водителя в аварийных режимах.

35

7

Остановка троллейбуса по неисправности и ее устранение.

12

8

Вождение по расписанию.

78

9

Повторение по упражнениям № 1-8

38

10

Квалификационная (пробная) езда.

2

III.Экзамен

8

1

Практическая квалификационная работа: Экзамен по практическому вождению троллейбуса.

8

IV.Стажировка на пассажирском троллейбусе

286

V.Квалификационный экзамен

8

Итого:

626

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПАССАЖИРСКАЯ ПРАКТИКА 

I. ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ СТАЖИРОВКИ

1

Оформление путевого листа. Прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, получение допуска к работе у диспетчера. Выполнение необходимых действий по прибытии на конечную станцию. Требования безопасности на территории парка

2

Пользование схемой расстановки подвижного состава по путям, путевым листом и поездным расписанием.

3

Получение документов ОСАГО, оборудования и предметов экипировки вагона (поезда) (проверка их исправности), и др. закрепленный инвентарь. Организация рабочего места.

4

Включение и приемка вагона (поезда) в соответствии с ДИ и ПТЭ, заполнение книги поезда. Обеспечение электробезопасности.

5

Установка и регулировка наружного зеркала и зеркала наблюдения за салоном, кресла водителя.

6

Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка и правил охраны труда  на территории парка и при работе на линии.

7

Самостоятельный выезд с территории парка.

8

Управление подвижным составом соблюдая ПТЭ, ПДД, культуры обслуживания.

II. ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ СТАЖИРОВКИ

1

Соблюдение правил охраны труда  при проезде негабаритных мест, при отправлении вагона со смотровой траншеи и при движении по территории парка.

2

Совершенствование навыков приемки вагона (поезда).

3

Проведение проверки вагона на нулевым рейсе, занесение сведений в книгу поезда и путевой лист о приемке вагона (поезда) и проверке тормозной системы  на нулевом рейсе. Совершенствование выполнения необходимых действий по прибытию на конечную станцию. Проведение технической стоянки.

4

Совершенствование навыков плавного пуска вагона (поезда) с обязательной остановки, вождение поезда по перегону и правильный подъезд к остановке. Ведение обязательной информации для пассажиров по микрофону (автоинформатор).

5

Оценка положения нерельсовых транспортных средств на проезжей части относительно движущегося трамвая, соблюдение дистанции безопасности за впереди идущим вагоном в зависимости от скорости движения, погодных условий, профиля и состояния пути, наполнения вагона.

6

Самостоятельный въезд на территорию парка или в депо, постановка вагона (поезда) на пути отстоя, указанные приемщиком подвижного состава.

III. ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ СТАЖИРОВКИ

1

Проезд спецчастей путевого хозяйства (стрелки, крестовины, железнодорожные переезды) и контактной сети (изоляторы, добавочные провода автоматических стрелок, ТМ+ТБ пересечения, пересечения трамвайных проводов), соблюдая установленные скоростные режимы, управление вагоном (поездом) на подъемах и спусках.

2

Оценка дорожной обстановки в условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов, самостоятельный выбор скоростных режимов, обеспечивая безопасность движения и перевозки пассажиров.

3

Контроль и соблюдение правил безопасности при посадке и высадке пассажиров на обязательных остановках, самостоятельное использование тумблеров управления дверями с соблюдением мер безопасности. Пользование аппарелью при посадке пассажиров в инвалидной коляске.

4

Использование всех видов тормозов в различной обстановке, складывающейся на линии, умение применять экстренное торможение поезда.

5

Смена водителей и приемка поезда на линии

IV. ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ СТАЖИРОВКИ

1

Совершенствование навыков управления вагоном (поездом) по всем ранее пройденным темам.

2

Умение пользоваться поездным расписанием и ведение вагона (поезда) строго по расписанию, документальное оформление отклонений от расписания.

3

Правильный проезд перекрестков.

4

Соблюдение правил безопасности при выходе из кабины при вынужденной остановке вагона (поезда) в пути.

5

Пользование радиотрансляционной аппаратурой, автоинформатором, средствами автоматизации и механизации работ на линии и депо.

6

Обслуживание электроустановки вагона (поезда).

Устранение неисправностей возникающих при работе на линии, которые водитель обязан устранять самостоятельно. Составление технически грамотных заявок на неисправности вагона (поезда).

V. ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ СТАЖИРОВКИ

1

Совершенствование навыков работы на линии, полученных за период стажировки.

2

Грамотные действия в аварийных ситуациях, в случае необходимости оказание первой помощи пассажирам и пострадавшим в ДТП и т.д

3

Правильное оформление возможных ДТП, несчастных и аварийных случаев, сообщение о них старшему диспетчеру диспетчерского отдела ОСП «Служба движения», согласно установленного порядка.

4

Сцепка и буксировка неисправного вагона (поезда).

5

Отработка особенностей движения вагона (поезда) при неблагоприятных погодных условиях и при угрозе возникновения буксовки, юза.

6

Изучение работы технических средств установленных в вагоне (поезде) ГЛОНАСС, СЭКОП, бегущей строки, скоростемера, видеорегистратора, и т.д.

VI. ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ СТАЖИРОВКИ

1

Обеспечение безопасности перевозки и культуры обслуживания пассажиров.

Обеспечение пожарной безопасности.

2

Организация безопасности перевозки пассажиров согласно расписанию с учетом погодных условий и особенностей маршрута.

3

Самостоятельная работа стажера с совершенствованием навыков работы на линии под постоянным контролем водителя-инструктора

4

Подача заявок на неисправности трамвайного пути и контактной сети, выявленные в пути следования.

5

Изучение работы технических средств установленных в вагоне (поезде) ГЛОНАСС, БО СЭКОП, бегущей строки, скоростемера, видеорегистратора, и т.д. и закрепление знаний. Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.

 

Режим обучения учащихся

в ОСП «Учебно-курсовой комбинат»

 На теоретическом обучении: 

 

Начало

Окончание

Обед

1 урок

09:00

10:30

12:10-12:50

2 урок

10:40

12:10

12:10-12:50

3 урок

12:50

14:20

12:10-12:50

4 урок

14:30

16:00

12:10-12:50

 

 На учебной практике:

При работе учебных трамваев/троллейбусов в 2 смены: 

 

Начало

Окончание

Обед

I смена

07:00

15:30

11:00-11:30

II смена

15:20

23:50

19:40-20:10

 

 На пассажирской стажировке ученик работает в графике водителя-учителя.